ЗАВТРА СНОВА В НЕБО

«Гражданское мужество и мужество военное
 проистекают из одного начала.         
                  О. Бальзак

Ко дню Героев Отечества Национальная библиотека начала новый краеведческий проект – Галерея Героев, который  представляет имена тех, кто посвятил свою жизнь служению Родине.
Первая подборка портретов Героев, уроженцев Ингушетии, посвящена тем, кто на войне и в мирное время служил небу Родины, известным своими подвигами летчикам.
Данной публикацией открываем рубрику о Героях Ингушетии.


 

  Высший пилотаж Рашид-Бека Ахриева


    Короткая, но богатая событиями жизнь первого летчика из ингушей и народов Северного Кавказа Рашид-Бека Чаховича Ахриева   вобрала в себя боевой путь кавалериста и летчика, участника двух мировых войн, летчика турецкой авиации, пионера авиации Таджикистана и гражданской авиации Харькова.
   Родился Рашид-Бек Ахриев 14 января 1893 года в высокообразованной и интеллигентной семье этнографа и первого ученого из числа ингушей из селения Фуртоуг Чаха Эльмурзаевича Ахриева и Айши Базоркиной, дочери подполковника Российской императорской армии и известного общественного деятеля Мочкхо Байсагуровича Базоркина.
 В 1914 году закончил Тифлисское военное училище. Был дважды ранен на фронтах Первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую авиашколу и стал летчиком.

 Рашид-Бек отлично владел сложным мастерством высшего пилотажа. Он числился в истребительной эскадрилье. По воспоминаниям друзей, летал он стремительно и отчаянно, был настоящим асом!
Служба в военной авиации императорской армии для Рашид-Бека заканчивается после революции. Для Ахриева не было разделения на белых и красных, была только была Родина, которой он дорожил и за которую сражался. Не приняв позиции ни одной из сторон эмигрировал в Турцию. Летал вместе с летчиками-немцами, бомбил позиции англичан и французов. Ахриев быстро освоил немецкие самолеты.
Несколько лет Рашид-Бек находился в Турции. Летчика Ахриева, к тому же знающего несколько языков, в том числе турецкий, взяли в турецкую армию, которой командовал Мустафа Кемаль-Паша Ататюрк, позже — основатель Турецкой Республики.

Когда советское правительство объявило амнистию эмигрантам, кто перейдет на сторону советской власти, Ахриев решил вернуться на родину.

Летал в гражданской авиации в Средней Азии. Рашид-Беку Ахриеву и бортмеханику Петру Комарову было оказано доверие первыми открыть авиалинии Таджикистана. 3 сентября 1924 года на самолете «Юнкерс-Ф-13», оборудованном под пассажирские перелеты, они совершили первый перелет из Бухары в Душанбе. Эта дата признана Днем гражданской авиации Таджикистана.
Служба Р.-А. Ахриева продолжилась в гражданской авиации в Харькове. Рейсовый пилот «Укрвоздухпути» Ахриев, летавший из Харькова в Москву, Киев, Ростов, заслужил известность как один из опытных пилотов гражданской авиации.

С начала Великой Отечественной войны состоял в летном отряде особого назначения под командованием генерал-майора Чанкатадзе. На счету Ахриева десятки боевых вылетов на бомбардировщике в тыл противника. Он бомбил вражеские укрепления, железнодорожные мосты, Уничтожал эшелоны с войсками и военной техникой. Выполнял полеты по маршруту Москва-Ленинград, доставляя в блокадный город боеприпасы и продовольствие. 20 января 1942 года звено из трех самолетов (Ахриев был ведущим) попало под огонь вражеских зениток. Два самолета были сбиты и упали на временно оккупированной территории. После освобождения Ленинградской области самолеты были найдены. Останки погибших летчиков, в том числе и Рашид-Бека Чаховича Ахриева, были преданы земле.

Рашид-Бек Ахриев прожил короткую, но многогранную жизнь. Интеллигентный, эрудированный, знавший в совершенстве летную технику и несколько иностранных языков, мужественный и честный, он становился незаменимым на любом этапе жизни, которые ему определяла судьба.


 

Мастер воздушного боя
(Герой России, штурман авиации, Костоев Ширвани Устарханович )

 Герой России Костоев Ширвани Устарханович родился в 1923 в с. Галашки.
Окончил летную школу и военное училище в г. Краснодаре. Службу в Советской Армии начал в 1941 г. По окончании военной авиашколы пилотов в 1942 г. проходил службу в штурмовой авиации на должностях летчика и командира звена. Воевал до Победы. Сделал более сотни боевых вылетов. В 1945 г. выехал в Алма-Ату к родным в звании капитана авиации. В послевоенный период служил в г. Риге. Погиб 6 августа 1949 года в авиакатастрофе при испытании самолета.
6 июля 1995 г. ему присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

 За время войны бесстрашный летчик совершил более 100 боевых вылетов. В исторической битве под Курском Ширвани Костоев показа мастерство воздушного боя. В одном из боевых вылетов ему удалось уничтожить 11 немецких танков.
Однажды, выполнив очередное задание командования, он возвращался на базу. Его стали преследовать 3 вражеских самолёта. В завязавшемся воздушном бою Костоев сбил один из них, остальные скрылись в облаках. На исходе горючего Ширвани смог посадить самолёт, на котором было 17 пробоин.
В Апреле 1945 года Ш. Костоев во главе своего звена вылетел бомбить вражеские корабли в Балтийском море. Его личный боевой счёт в тот день пополнился затопленным кораблем, на борту которого находились 125 солдат и офицеров противника.
В воздушном бою над Кенигсбергом им был сбит ещё один немецкий самолёт-истребитель FW-190. После Кёнигсберга Ш. У. Костоев участвовал во взятии Берлина.
Отважный лётчик-штурмовик награждён орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и Красного Знамени, медалями "За взятие Кёнигсберга" и "За взятие Берлина".


 

Ахмед Татарханович Мальсагов-бесстрашный летчик

 Ахмед Татарханович Мальсагов родился в 1912 г. в с. Альтиево Назрановского округа Терской области. В 1937 году с отличием закончил Сталинградскую авиашколу и стал Ахмед Татарханович Мальсагов. Война застала его в Ворошиловградской области в Украине. Командовал звеном бомбардировщиков 5-го бомбардировочного авиационного полка. Его знали как бесстрашного воина, способного командира. Однополчане прозвали его «горным орлом». Самолет Мальсагова появлялся там, где его меньше всего ожидали фашисты. За несколько дней он сделал 20 боевых вылетов, уничтожил 5 зенитных орудий, 27 автомашин, более 100 фашистов, 10 вражеских танков. 7 января 1942 года он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Ахмед Мальсагов ежедневно поднимался в небо со смертельным грузом для врага и всегда возвращался на аэродром, выполнив боевое задание. Но 24 января 1942 года героическая жизнь майора Ахмеда Мальсагова оборвалась. Похоронен А. Т. Мальсагов в братской могиле, которая находится в селе Варваровка Кременского района Ворошиловградской (ныне Луганской) области в Украине.
Сталин дважды отказывал в присвоении Ахмеду Мальсагову звания Героя Советского Союза. Но справедливость восторжествовала: 6 июля 1995 года Указом Президента России Мальсагов Ахмед Татарханович посмертно награжден Золотой Звездой Героя с присвоением ему высокого звания Героя Российской Федерации.

 

 


 

Оздоев Мурат Ахмедович – герой - истребитель

   Герой Российской Федерации Оздоев Мурат Ахмедович – в годы Великой Отечественной войны летчик 431-го Краснознаменного истребительного авиационного полка 315-й Рижской истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, младший лейтенант авиации в отставке.
Родился 15 марта 1922 года в селе Назрань (ныне город Республики Ингушетия).  После школы приехал в Грозный, работал на предприятиях города. Успешно окончил Грозненский аэроклуб.
   С 1940 года – в Красной Армии. Окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с лета 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском и 2 Прибалтийском фронтах. Первую победу в воздушных боях одержал на Орловском направлении в сентябре 1941 года. Сражался в составе 431-го истребительного авиационного полка, летал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9.
   За период войны совершил 248 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. В одном из боевых вылетов четверка немецких истребителей попыталась подловить на взлете с аэродрома четыре наших самолета, в том числе и младшего лейтенанта Оздоева. К счастью, атака врага была вовремя замечена. С большим трудом летчикам удалось увернуться от огня врага и набрать высоту. Прямо над аэродромом разгорелся воздушный бой, четыре на четыре. Но в равном бою враг оказался не силен: вскоре три истребителя рухнули на землю, четвертому удалось бежать. В нашей четверке ни один самолет и пилот не пострадали. Одна победа тогда была на счету Мурата Оздоева.
  Последний боевой вылет летчика состоялся 25 января 1944 года, на прикрытие штурмовки железнодорожной станции Маево Новосокольнического района Псковской области. Над целью истребитель был поврежден попаданием зенитного снаряда. Мурат Оздоев направил самолет на эшелоны врага, сам в последний момент выбросился с парашютом. При взрыве получил тяжелые ранения и в бессознательном состоянии захвачен в плен. Далее были гитлеровские концлагеря в Восточной Пруссии и Чехословакии, две неудачные попытки побега, жестокие избиения и пытки. Только 8 мая 1945 года лагерь, где находился Мурат Оздоев, был освобожден советскими войсками.
Видевшие огненный таран Оздоева боевые товарищи доложили об его гибели. Командир полка представил его посмертно к званию Героя Советского Союза. Но награждение не состоялось, так как через месяц началась массовая депортация ингушей в Среднюю Азию. После освобождения Мурат Оздоев вернулся в свой полк, был с радостью встречен боевыми товарищами. Его восстановили в звании, вернули в строй, даже назначили командиром звена. Но всё оказалось тщетным — в январе 1946 года по требованию органов госбезопасности Оздоев был уволен из Вооруженных Сил и депортирован вслед за своей семьей в Акмолинскую область Казахстана. Только в 1957 году он вернулся на родину. Проживал в Назрани.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1995 года младшему лейтенанту авиации в отставке Оздоеву Мурату Ахмедовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями. Скончался 25 февраля 1999 года.


 

НЕБО – УДЕЛ СИЛЬНЫХ
 (Суламбек Осканов- первый Герой России)

   7 февраля 1992 года при исполнении воинского долга погиб военный лётчик, генерал-майор авиации, начальник Липецкого центра боевой подготовки ВВС Минобороны России Суламбек Сусаркулович Осканов.
   В  сложных метеорологических условиях у самолета МиГ-29, который пилотировал Суламбек Осканов, произошел отказ авиагоризонта, в результате чего в условиях плохой видимости потеряна пространственная ориентировка. Выйдя из облаков, увидел перед собой населенный пункт. Ценой огромных усилий летчику удалось предотвратить падение потерявшего управление истребителя на крупное село Хворостянку в Липецкой области. Самолет рухнул в поле у деревни Казельки, сам генерал катапультироваться уже не успел.
У Российской Федерации появились свои герои, а собственной высшей награды в стране ещё не было. Именно подвиг Осканова побудил правительство России учредить звание Героя Российской Федерации.
   Подвиг Осканова стал одним из тех событий, которые легли в фундамент новой России, сильной и крепкой.
   Осканов С. С. родился 8 января 1943 годa в с. Плиево Назрановского района Ингушетии, где и похоронен.
    Был награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», медалями. Имя Суламбека Осканова присвоили школе в родном селе Плиево, в Хворостянке есть улица имени легендарного летчика. В его честь установлены памятники и посвящены экспозиции в музеях России.
   А перед главным входом в аэропорт «Магас» в Ингушетии, который тоже назвали в честь генерала, установлен памятник – истребитель МиГ-29, на котором летал Суламбек Осканов. Именем первого Героя России в Ингушетии названы улицы и проспекты.

 

 

 

14:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!